02:18 

A Weekend of Science - New Scientist Live

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Вчера и сегодня ходили на эвент организованный моим любимым журналом New Scientist - целые два дня лекций по разным темам, от генетики до физики, причем все поделено на 4 потока и по времени лекции поделены так, чтобы было можно перемещаться из потока в поток и составлять программу на свое усмотрение, хотя, конечно, бывает так, что две интересные лекции идут параллельно и приходится выбирать, но в основном вполне получается составить расписание так, чтобы успеть на все интересное)) В первый день мы ходили с коллегами, а во второй с Викторией, и я очень рада, что попала на оба дня, они того определенно стоили, так что ниже мои заметки и мысли о каждой из лекций, на которые удалось попасть)) Чтоб не получилась совсем простыня, прячу кусками под кат)))

Суббота
Are We Alone In The Universe?
Интересная лекция-рассуждение о поиске внеземной жизни, начавшееся со слов, что велика вероятность, что мы ничего не найдем, но искать все равно надо!

Почему надо? Потому что во-первых, а вдруг найдем?))) Во-вторых, пока будем искать, найдем массу другого интересного (так, например, нашли пульсары), и потом, поиск этот настолько долгосрочный, что чтобы был шанс когда-то в будущем найти, надо продолжать искать все время, так чтобы последующие поколения может быть что-то и нашли. Лектор показывал интересную (и в общем-то довольно известную) визуализацию того, как далеко ушли наши сигналы с тех пор, как мы начали их посылать (считай, последние 60 лет) в соотношении с галактикой Млечный Путь, так вот, если представить себе галактику как футбольное поле, то они ушли примерно как половина ворот (т.е. совсем-совсем недалеко), то есть нам еще ждать и ждать, и если кто-то и шлет нам сигналы из "другого угла поля", то мы их просто пока не можем увидеть.

Еще в лекции был интересный вопрос: есть масса фантазий на тему того, как среагирует человечество на шокирующие новости о том, что инопланетную цивилизацию нашли, но в действительности доказательство того, что мы единственные будет не меньшим шоком, и об этом тоже надо задуматься. А еще, вероятно гораздо большим шоком и разочарованием будет тот (вероятный) факт, что разумная жизнь была, но успела вымереть до того, как мы ее нашли. Кстати, то же самое касается и нас - наши сигналы могут дойти до разумной цивилизации на другом конце Млечного пути, а нас уже и в помине не будет.

Where Are The Flying Monkeys
Лекция, от которой я ждала многого, но которая меня в основном разочаровала, потому что это был как раз тот случай, когда талантливый лектор очень аккуратно подбирает факты и выставляет их в том свете, в каком хочет, то есть так, чтоб они прекрасно укладывались в его картину мира, но игнорирует все то, что не очень-то укладывается. Например, как можно было говорить о крылатых обезьянах, упоминать, как интересно обошлась эволюция с одним и тем же набором костей, но не сказать, что для крылатых обезьян и ангелов нам банально не хватает еще одной пары конечностей?! Или как можно настолько поверхностно говорить о такой интересной теме, чтоб показать колибри и пьющих нектар ночных бабочек/мотыльков, но не удосужиться показать важные отличия?

Но интересное в этой лекции все-таки тоже было, например, я не знала о корреляции средней продолжительности жизни и частоты сердцебиения - оказывается, всем млекопитающим отведено определенное количество ударов сердца, просто некоторые расходуют их сильно быстрее!


What Makes Us Moral?
Лекция о том, как различные субстанции влияют на моральный выбор (например, допамин и серотонин влияют очень по-разному), но из-за того, что мы как человечество не можем договориться о том, что такое однозначно "хорошо, и что такое плохо", то ни о каких "таблетках для морали" и речи быть не может)).

Кстати, самое интересное была не сама лекция, а дискуссия с коллегами после нее. Было интересно узнать, как они бы сделали выбор в классической задачке про поезд и выбор, кого пожертвовать (например, толкнуть одного под поезд, чтобы спасти четверых) и как реагировать. У кого-то имеется целая стройная, четко выстроенная система приоритетов, а кто-то предпочитает бездействие (т.е. не принятие активных действий), таким образом снимая с себя ответственность. Я склоняюсь ближе к некоей системе принятия решения, но понимаю, что это все в теории, а на практике я могла бы повести себя совершенно иначе, например, просто впать в ступор... А еще интересно, что подобную дилемму придется решать покупателям самодвижущихся автомобилей, потому что иначе кому-то кто пишет программу для этих автомобилей придется взять эту задачу на себя, и никто, конечно, подобную ответственность брать не захочет - я никогда об этом раньше не задумываась, а на саомм деле это ведь очень интереная мысль!

DIY DNA: Gene Sequencing At Home
Хорошая, раскладывающая все "по полочкам" лекция про персонализированную генетику, и то, как на нее следует смотреть и какие возможности она открывает. То есть, понимать, что предрасположенность к чему-то не означает, что это непременно случится, но с другой стороны понимать, что можно изменить в своей жизни, чтоб добиться лучших результатов, или минимизировать возможные проблемы. В общем-то это были достаточно понятные и очевидные вещи, но интересно было услышать примеры того, как эти данные можно использовать и как они могут помочь людям лучше понять себя (например, как тело реагирует на различные сахаросодержащие продукты - кому-то от банана вреда будет больше, чем от печеньки, например, просто в зависимости от того, как тело перерабатывает различные виды сахара!)

Послушав все это еще раз убедилась, что хочу-таки сделать тест 23&me, мне давно его хочется сделать, но как-то мы с Э все никак не соберемся, но думаю, что все-таки сделаем, интересно же ж! Хотя некоторые вот говорят, что может лучше мне его не делать, а то начитаюсь всякого и буду сходить с ума от ипохондрии, но нет, нет, лучше знать и контролировать процесс насколько возможно, чем не знать и беспокоиться о том, что вдруг можно делать что-то лучше, а я не знаю и не делаю)))

From Flying Trains to Bottled Stars
Это была лекция про супер-проводники, и для меня лично узнать об этом было очень интересно, потому что к физике, если уж так совсем честно, я во многом равнодушна (то есть сама я редко лезу про нее читать), но когда мне рассказывают, и рассказывают интересно, я слушаю с огромным удовольствием и по возможности задаю вопросы, потому что вдруг сухой и скучный до этого предмет становится весьма интересным и релевантным.

Теперь я наконец знаю, как открыли супер-проводники, для чего их используют и почему они лучше, чем традиционные проводники, и каким боком все это относится к поездам на магнитной подушке))) И снова встали в стройную картинку и дополнились новым пониманием те лекции и зарисовки с электричеством, катушками и магнитными полями, которые я в свое время поняла только в общем и целом, и в основном зазубрила и запомнила как картинки, чтобы сдать физику на какой-то приличный балл, мне очень был нужен аттестат без троек))) Но лучше поздно, чем никогда, чего уж там!

Воскресенье
Stone-Age Spectacular

На эту лекцию мы почти опоздали, и я очень боялась, что нам не хватит мест, но поскольку она шла первой воскресным утром, то на ней даже остались свободные места, и это очень жаль, потому что лекция была просто потрясающая. Она рассказывала о том, что наши представления о наскальной живописи и то, как мы ее воспринимаем могут быть сильно далеки от того, как это видели наши предки.

Сейчас, заходя в пещеры с наскальной живописью (их очень много во Франции и в Испании, но вообще они есть по всему миру), мы смотрим на рисунки в ярком, заливающем всю пещеру свете прожекторов, который освещает все сразу и делает это постоянно. И это совершенно не соответствует тем обстоятельствам, при которых эту самую наскальную живопись создавали и видели ее современники. Они-то смотрели на все это в полутьме, при танцующих языках пламени (в основном, в виде чаш с горящим маслом / факелов), а это, согласитесь, совершенно другое освещение и другая атмосфера.

Во многих наскальных рисунках видна история - двигаясь слева направо, или справа налево легко представить это как комикс, но еще легче это сделать когда вместо статических прожекторов у вас в руках пляшущее пламя, а кругом темнотища. Что поразительно, так это то, что ученые нашли игрушки-вертушки, сродни викторианской птичке-в-клетке, бегущей лошадке и прочим простым обманам зрения, которые датируются как современные наскальным рисункам, и это подтолкнуло их к тому, чтобы взглянуть на рисунки в пещерах по-другому. Например, часто встречаются животные с восемью ногами, или с множеством голов, но если поделить эти картинки на секции / кадры, то получится, что животные двигаются, например, бегут, машут хвостом, нашли даже лошадь, очень натурально бьющую копытом (когда они взрывают землю и характерно "кивают"). Но невероятнее всех, конечно, был человек-бизон из Эль Кастильйо: в пещере на сталагмите углем нарисован стоящий на задних лапах бизон, на верхушке сталагмита, похожей, на голову бизона, углем нарисован глаз (там, где он должен на голове бизона быть), а сам сталагмит в нужном освещении отбрасывает тень в форме стоящего вертикально бизона, когда источник света движется, тень тоже ходит! То есть все это явно не случайно! Боле того, когда стали смотреть на остальные рисунки, при точечном нестационарном освещении они тоже как бы становятся выпуклыми (за счет сводов пещеры, трещин и проч), в них открываются скрытые линии, приходит объем... В общем, получается если не кино, то практически слайды))) И вот представьте себе, насколько крышесносно это смотрелось тогда... Да и сейчас это совершенно невероятно выглядит, а если прийти в темную пещеру, да с талантливым рассказчиком, да вглядываться в рисунки и тени в языках пламени...



В общем, у меня теперь добавилось две мечты: во-первых, побывать в пещерах с наскальной живописью и увидеть их в правильном свете, а во-вторых (в идеале), попробовать найти какую-нибудь пещеру и попытаться продумать и воплотить в ней наскальную живопись - сходить туда с факелом, ну или хотябы с фонариком, заметить натуральные формы, дорисовать что надо, и потом сходить близкой группой друзей и рассказывать друг-другу истории при свете костра...

What If You Could Not Communicate

Это была очень интересная, и в то же время очень страшная лекция о сознании и о том, что сознание не обязательно связано с возможностью коммуницировать с внешним миром. Профессор, который вел эту лекцию, работает с различными пациентами с травмами мозга и использует энцефалограммы, чтобы проследить за активностью и мозга и понять, находятся ли люди в вегетативном состоянии действительно без сознания, или они "заперты" в собственном теле, однако пребывают в сознании. Такие люди часто не в состоянии подать признаки активности внешне, однако внутренне они в сознании, часто понимают / осознают окружающую среду хотя бы частично, например, явно реагируют на фильмы... И с одной стороны, конечно, это дает людям надежду, помогает им бороться за восстановление таких пациентов, но с другой стороны, тот ужас, который переживают эти люди... это просто настолько страшно даже представить, не дай бог когда-либо это испытать...

Кстати, по мотивам истории одного из таких "запертых в своем теле" пациентов, точнее по его книге, снят фильм. Книга "Скафандр и бабочка" написана французским журналистом Жаном-Домиником Боби, который писал ее моргая одним глазом. По ней же снят фильм 2007 года. Надо наконец почитать и потом посмотреть, мне кажется, это будет одна из тех книг, которые заставляют пересмотреть и переоценить некоторые вещи... Я вообще с этой выставки вышла с целым списком книг на почитать, что очень хорошо, я давно была в поисках книг, которые могли бы оставить глубокое впечатление / принести новые мысли.


Слева - человек в вегетативном бессознательном состоянии, середина - человек в сознании, но запертый в собственном теле, справа - обычный человек в бодрствующем состоянии. Пациент со средней картинки вышел в нормальное состояние спустя год после травмы.


A Survivor's Guide To The Apocalypse

Лекцию вел доктор наук, который, собственно, всю свою докторантуру провел исследуя пути / создавая книгу-инструкцию, по которой можно будет помочь человечеству выжить после апокалипсиса и не дать цивилизации откатиться серьезно назад. В общем, и целом, было интересно, хотя очень многое из того, что он рассказывал, мне кажется был бы способ воплотить проще.

Из интересного, что я не знала:
- Можно развести костер / произвести огонь при помощи батарейки и тонкой проволоки (типа той, которую используют, например, в противопожарных сигнализациях) - достаточно просто приложить их друг к другу и слегка потереть
- Из песка, извести/мела и водорослей можно сделать стекло в домашних условиях (оно будет такое, как старинные оконца, в виде лужицы))
- Оказывается, из пары консервных банок можно сотворить очень эффективную горелку! Надо непременно потренироваться делать такую штуку, никогда не знаешь, когда это пригодиться)) Надо не забыть спросить Э, учили ли их в скаутском клубе этим навыкам, потому что он на самом деле кучу таких трюков знает, а для меня это часто сюрприз!


Сайт автора про книгу с кучей дополнительных материалов. Я вот все думаю, что стоит все-таки приобрести эту книжку, прочесть и потом хранить в надежном месте, так, на всякий случай))) Хотя, конечно, на самом деле надо хранить эти знания в голове!

A Brief History Of Everyone Who Ever Lived
Очень увлекательная лекция Адама Рузерфорда о том, как все люди связаны генетически, о том, что наша генетическая информация несет и о том, почему "все люди братья"))) Это была одна из тех лекций, которую слушаешь и совершенно заслушиваешься, и даже заметочки делаешь, а потом смотришь на все это и понимаешь, что надо бы послушать, а еще лучше перечитать подробно, потому что вроде как все складывается на первый взгляд, а потом начинаешь об этом думать и не понятно, как оно так все получается.

Вот например, интересная статистика:
- Все европейцы, живущие сейчас, являются потомками всех европейцев, живших в 9-10 веке. То есть абсолютно все люди, жившие на нашем континенте в то время приходятся нам всем родственниками в какой-то степени
- В четырнадцатом веке и у всех ныне живущих людей на планете был какой-то общий родственник

И он это все объяснял во время лекции очень стройно и логично, и тогда было понятно, а вот когда мы обсуждали это после, я поняла, что так до конца и не поняла, как так. То есть я понимаю, как это получается с точки зрения математики, но мне кажется, что дам должны быть, ну просто обязаны быть какие-то допущения, уж очень все стройно выглядит! И потом, что было бы, если бы сейчас был десятый век и мы бы провели ровно такое же исследование и подсчет, какой результат бы получился? Короче, я решила, что мне непременно надо это книжку прочесть и для себя переварить, иначе меня просто не отпустит)))

Number Crush
Очень интересная и забавная лекция о Больших Данных, о том, что они рассказывают о людях, и о том, как легко в них запутаться и сделать неверные выводы.

Очень удивила история про ограбления: оказывается, если вас ограбили, то вероятность повторного грабежа в течение первой недели после инцидента возрастает в разы(!), потому что воры знают расположение комнат и выходов, знают, где вы прячете ценности, и вообще чувствуют себя увереннее, так что рискуете не только вы, но и ваши соседи (вероятность, что ограбят и их тоже сильно возрастает)! Это настолько противоречит ожиданиям (типа, молния не бьет два раза в одно и то же место (хотя на самом деле, бьет, еще как)), что производит очень сильное впечатление. Зато теперь, когда эта тенденция известна, полиция принимает меры, усиливая свое присутствие в округе, где происходили грабежи, и это уменьшает их вероятнось гд-то на треть (хотя, зависит от города).

А еще оказывается, исследование, которое подтолкнуло Британское правительство серьезно заняться уменьшением долга, содержало ошибку (они смотрели на среднюю величину по ряду стран, и картинку капитально исказил один экстремальный случай Новой Зеландии), и заметили ее когда пытались повторить исследование, и результаты кардинально отличающимися!

В общем, мне очень понравились оба дня, хотя воскресенье в плане нового было продуктивней, зато в субботу было больше интересных обсуждалок))) На следующий год обязательно тоже пойду и надо будет спланировать так, чтобы затащить туда и детеныша, я уверена, ей очень понравится)))

@темы: Увлечения, Точка зрения, Наука, Наблюдения, Мысли вслух, История, Интересности

URL
Комментарии
2016-09-26 в 16:56 

Морана С.
Умные мысли преследуют меня. Но я быстрее!
Какие интересные лекции!
Про наскальную живопись прям поразительно. Захотелось посмотреть на рисунки в других пещерах под этим углом. А в настоящую пещеру я тоже очень хочу. Единственные наскальные росписи, которые я видела, были на Алтае, но не в пещерах, а просто на камнях. И меня, если честно, они не поразили, потому что уж очень маленькие и выглядят как будто их вчера нарисовали)

А тест на генетику я тоже очень хочу сделать, но у нас он в три раза дороже и самую интересную информацию не показывает. Он на всякие генетические откролнения и предрасположенности, и я точно буду нервничать, получив результат. А вот на то откуда твои предки пришли, у нас анализ не делают.

2016-09-27 в 00:25 

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Морана С., Единственные наскальные росписи, которые я видела, были на Алтае, но не в пещерах, а просто на камнях. - там про те, что на камнях снаружи тоже было чуть-чуть - оказывается, на них нужно смотреть на закате или на рассвете, они тогда становятся выпуклыми, прям вырастают и проступают более рельефно!

А тест на генетику я тоже очень хочу сделать, но у нас он в три раза дороже и самую интересную информацию не показывает., о, а давайте когда вы приедете все вместе и пошлем?)) Потом результаты придут все равно онлайн, так что всего-то задачка отправить от нас)))

URL
   

Каждый сходит с ума по-своему...

главная