18:44 

Культ-поход: Японский дом, архитектура и жизнь с 1945 до наших дней

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
В Барбикане до 25 июня идет выставка об архитектуре япоских домов, открылась она совсем недавно так что я решила не откладывать в жолгий ящик и посетить ее, тем более что мне было очень интересно сравнить то, что я успела увидеть в музеях и лично в Японии почти год назад.

Выставка включает в себя не только фотографии и макеты с пояснениями, но и модель одного из домов в размере один к одному (то есть, в натуральную величину), причем выстроен он так, что по этому дому, который к тому же включает в себя и сад с мандариновым деревом, можно ходить, а еще в нем в течение часа меняется очвещение так, будто бы проходит целый день, так что получается осмотреть его в разном освещени.

Очень интересно проследить, как менялась архитектура в разные периоды после войны. Что отличает восстановление Японии от Европейских стран, так это то, что они строили одиночные дома (а не многоэтажки), хотя жилье и там, и там было типовое: на японских авиационных заводах к концу войны скопилось много запасов дерева, да и техника там была подходящая, так что именно там производили пред-построенные дома, которые потом привозили на место и собирали. В принципе, такие произведенные на заводе и собираемые на месте дома делали и до войны, но именно после нее они стали столь широко распространены, особенно когда их выстраивали длся служащих различных производств (типовые постройки рядами). Эта традиция строить модульные дома продолжилась и в последущие годы.

Когда в 52 году оккупация закончилась, Японское общество пребывало в поиске себя и собственного стиля в городской архитектуре: в основном борьба шла между двумя основными школами: Шинден-Зукури (она базировалась на архитектуре Хайнанского периода, это 8-12 век, дворцовая архитектура с разноуровневыми полами) и школой Минка (основанной на крестьянских домах с земляным полом и колоннами). Интересно еще и то, что за годы оккупации, в Японию хлынули Западные продукты и мода, включая стулья в интерьере. В 50х годах дизайнер Киоши Сейке создает некую смесь стула и настилов татами: небольшую передвижную платформу, устланную матами татами, высотой она была сантиметров 15, размерами метр на метр, таким образом создавался такой мост между более традиционным сидением на полу и новым веянием. На выставке такая платформа как раз была представлена, надо сказать, очень здорово смотрится, странно, что такая добная штука до сих пор не получила большой поулярности, вероятно проблема в том, что она жесткая, вто время как те же бинбеги куда мягче, хотя по высоте разницы почти нет.

Интересно и то, как менялось отношение к дому: оно постоянно колебалось от полностью закрытого от внешнего мира пространства, до более открытого, будто бы сливающегося с окружающим пространством. Город воспринимался и как агрессивная, перенаслененная среда, и как самое желанное место для жизни. Это отношение от полностью закрытого (70е) постепенно переросло в более открытые, пропускающие свет конструкции и приверженность к открытым планировкам (80-е и 90-е). А еще в 70-е была построена капсульная башня в Токио, ожидалось, что это будущее жилья для бизнесменов. Ума не приложу, как я пропустила ее в свой прошлогодний визит, надо будет непременно постараться посетить ее в следующий раз! Кстати, если подумать, то хотя эта башня не стала стандартом легко заменяемых, эффективных жилых капсул, свою роль она все же сыграла, ведь капусльные отели весьма распространены в Японии (еще одна штука, которую я не успела испытать, но очень надеюсь испробовать в следующий раз)

В 70х годах был сконструирован Sekisui Heim (Heim M1), этот модульный дом можно было заказать так, как сейчас заказывают шкафы в Икее: в базовую коробку можно выбрать разные вставки и конфигурации, выглядело это все на видео очень футуристично. Вообще, вся тенденция этих модульных домов очень напомнила мне Икею.

Впрочем, параллельно с этими типовыми домами шло и движение за индивидуально выстроенное оригинальное жилье, так что на выставке было представлено массо проектов самых разных зданий, часто выстроенных в определенных условиях (например, очень небольшая площадь для дома в городе привела к тому, что типичный горизионтальный дизайн был перевернут и переделан в вертикаль.

Ну и конечно было здорово побродить по настоящему дому Морияма, который в 2005 году сконструировал Руй Нишизава: больше всего он напоминает студентческую общагу, в лучшем смысле этого слова, или дом с небольшим внутренним двориком, в котором живут самые разные люди – семьи разного возраста и состава, от одиноких студентов до молодых семей и глубоких бабушек, все они ходят через этот сад, в котром под мандариновым деревом рядом с грилем почему-то живет стиральная машина. Я бы почитала книгу или посмотрела фильм про такой дом! И в который раз поняла, что мне очень близок минималистичный стиль: когда минимум мебели используется наиболее эффективно, и нет места формальностям. Особенно порадовала лестница-полка для книг (жалко, у нас дома такую не устроишь, хотя можно подумать на эту тему).

В общем, это замечательная выставка, и если у вас есть возможность ее посетить, очень рекоммендую: Барбикан, до 25 июня.

А теперь слайды!

@темы: Путешествия, Наблюдения, История, Город, Мысли вслух, Люди

URL
Комментарии
2017-04-09 в 22:15 

Bats
Silver Mirror, спасибо большое, беру на заметку, схожу!
Фотки у меня на компе не читаются(

2017-04-10 в 00:57 

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Bats, сходите отличная выставка))

С картинками, что-то я туплю и делаю не так, по идее должны грузиться... Спасибо, я погляжу, что с ними и исправлю.

URL
2017-04-14 в 06:20 

ruach
Ооо, спасибо огромное за такой интересный и подробный рассказ!)))
Жалею, что я не ваш земляк)))
Bats, фотки открываются, его правой кнопкой тыкнуть "открыть в новом табе"))

2017-04-14 в 10:52 

Bats
ruach, а, ок, спасибо большое!

     

Каждый сходит с ума по-своему...

главная