Субботним утром, как и было спланировано заранее, я привычно направлялась к Central Station – мне предстояло путешествие в Роттердам. Полтора часа на предварительное знакомство с путеводителем, проложение возможного маршрута (над которым я в этот раз не больно-то задумывалась, ибо по городу нас обещал провести Роджер – местный житель, очень обаятельный молодой человек) и любование очередными пасторальными пейзажами. Очередное изменение в расписании поездов, очередная задержка на 15 минут, и вот я наконец-то в Роттердаме – на вокзале меня уже ждали девчонки, их соседка Ксюша и собственно Роджер.
А потом вдруг выяснилось, что мы двигаемся не на непосредственно осмотр города (хотя и на него, конечно тоже), а еще и на совершенно неожиданный для меня и, казалось, совершенно четко запланированный для всех остальных поход по магазинам. Зная, как я люблю по ним ходить, можно догадаться, что я все больше старалась почувствовать это самое ощущение, этот запах города, чем смотрела на предлагаемый ассортимент.
Еще до приезда мне сказали, что “Роттердам – это Москва в миниатюре”, и даже среди этого пробега по магазинам, из той малой части города, которую я увидела в первую половину дня пришло четкое ощущение того, что я словно бы нахожусь в центре родного города, просто в районе, в котором до сих пор не была! Но настоящие ощущения были еще впереди.
И все-таки даже среди этого прохода мимо витрин, среди этого просмотра кучи всяких вещей было нечто, как раз в самой середине этого марафона, что придавало мне сил и терпения – в книжном я прикупила себе… Дьявол Носит Прада – ясное дело на английском, а белой обложке с фирменным красным каблучком на ней. Это приобретение грело мою душу все то оставшееся время, которое мы прошлялись по магазинам до их благополучного закрытия (Роджер покинул нас за полтора часа до того – у него была назначена встреча).
В итоге к полшестому мы имели трех совершенно вымотанных девчонок и меня, абсолютно не уставшую и категорически не удовлетворенную количеством увиденного, а потому было решено трем моим спутницам отправиться обратно в Гронинген (тем более, что за пятничный вечер они уже успели много чего осмотреть), а мне – на осмотр города.
Вот тут-то и началось настоящее удовольствие – настоящее впитывание в себя этого города. Вперед, сквозь улицы и площади, сквозь это царство стекла, мимо чудом переживших бомбежки зданий (Роттердам был раздолблен немцами во время Второй Мировой, а почти все, что чудом уцелело добомбили при освобождении города, так что город решили не восстанавливать, а отстроить заново, превратив в крупнейший в мире порт). Так я и шла, все прямо и прямо, к мосту Эразмус, потом по другой стороне набережной, через один мост, по островку старых домов, через другой мост… Я шла и смотрела на эти мосты, на огромные высоченные здания из стекла – а в них отражалось небо, голубое, и даже тучи – казалось они как будто ведут в параллельный мир, или рассекают здание насквозь.
И во всем этом ты понимаешь, что это то самый огромный город, в каком чувствуешь себя по-настоящему спокойно. В котором легко ориентироваться, в котором живут миллионы (хотя тут не живет и одного миллиона, но все-таки..). И ты понимаешь, что этот город живет и будет жить – с тобой или без тебя. Настоящий большой город. И кажется понимаешь, что если защищать город то такой, в каком хочется жить и за такой можно умереть. Как будто идешь по неизвестному кусочку Москвы – как же здорово!
Так я бодро пересекала мосты, шла сквозь улочки, и вот настал тот миг, когда нужно было сделать нехилый такой крюк (непредвиденная и совершенно ненужная часть того большого запланированного крюка, который я совершала), а ноги уже начинали напоминать, что вообще-то они уже много прошли, а впереди еще было много всего. А меж тем передо мной расстилалась прекрасная зеленая лужайка, которая потом переходила в косогор уклоном градусов эдак в 60-70. Конечно, на этом косогоре росли деревья, а понизу стелилась то ли малина, то ли ежевика. Направляясь через лужайку к этому трехметровому косогору, уже предвкушая тротуар у начала моста я очень надеялась, что перед этим тротуаром не окажется какого-нибудь забора в лучших московских традициях. К счастью, любовь к открытым пространствам у голландцев развита сильнейшим образом, и забора не оказалось. Зато оказались пешеходы – мама и мальчик лет эдак 13. И вот, когда я эффектнейшим образом появляюсь из-за зарослей мамаша-то уже далеко впереди, а вот мальчик… Я вынырнула прямо перед ним, причем, меня очевидно не ждали))) Дааа… Давненько я не видела таких квадратных глаз и на меня так не сворачивали шею, ускоряя шаг)))) Впрочем, с главной задачей я справилась, и хотя бы сохранила лицо, не покатившись со смеху)))
Совершив намеченную петлю, я пришла к Кубическим домам и Дому-карандашу, обошла их со всех сторон – ужасно хотелось зайти внутрь, поглядеть, как там можно жить – но, конечно, все уже было закрыто. Ну что ж, еще один повод вернуться)) А потом бодро двинулась к церкви, рекомендованной Роджером к обязательному посещению. Собственно, это один из тех немногих костелов, что уцелели в Роттердаме.
На город уже спускались сумерки, когда я подходила к его стенам, и я уже была почти уверена, что все закрыто. Однако, дверь оказалась открыта, а вход в само внутренне помещение костела закрывал какой-то дяденька. Попросив его пустить меня глянуть хоть на минутку и сказав, что завтра меня здесь уже не будет, я услышала в ответ, что там происходит празднование некоего юбилея, и что там сейчас 700 человек смотрят как раз в этом направлении!
Впрочем, собор я все-таки увидела – в потрясающем свете торжественных огней, с потрясающим органом и витражами)))) Передвигалась за ширмочками, так что никто меня не видел, зато я увидела все, что хотела)) Пот-ря-са-ю-ще!
Финальным аккордом стало мое обнаружение здания кампании Unilever. Завидев фирменную ажурную буковку U, мне стало так хорошо, вспомнилась родимая Академия, и вообще на душе так потеплело, хотя, казалось бы, куда уж дальше..))) А прямо за зданием Юнилевера обнаружилась Central Station, к которой я как раз и шла!
В итоге, сидя у окошка в прямом поезде до Арнема, поедая ложечкой карамельное Vla(местный пудинг) и радостно глядя на лежащую передо мной книжку (В оригинале! В бумажном варианте!)), я наконец-то вытянула ноги, чувствуя как приятно они гудят.
And you know what?
I felt pretty happy.