Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
"То, что ты придумаешь сам, будет всегда с тобой"
Белая Гвардия, Музыка


В прошлую пятницу наконец-таки сходила на выставку про Кльетов в Британском музее. Ходила я как раз в тот день, когда музей устроил вечернюю программу, так что днем удалось ознакомиться с выставкой, а вечером погрузиться в атмосферу.

Начну с того, что выставка эта хоть и давольно большая, но все-таки по ощущению меньше той, что была о Викингах, и по размеру, и по содержанию, да и вопросов она после себя оставляет больше, чем ответов. Впрочем, во многом это даже хорошо - после посещения я думала о ней дня три, да и до сих пор периодически мысленно возвращаюсь к ней и перевариваю, пытаюсь установить более стройную картину в своей голове. Вот что получилось на настоящий момент...

Начнем с того, что Кельты - это не генетический конструкт, а культурный. Само слово "Кельты" в первый раз было использовано древними греками для того, чтобы описать варваров, селившихся к северу от Альп, на территории современной Германии, Чехии, Франции и даже территориях, прилежащих к Черному Морю. Это термин означал чужаков, врваров, не принадлежавших к средиземноморской культуре и цивилизации. Упоминания о Кельтах можно найти в Древнегреческих источниках за 500 лет назад до нашей эры. Название это впоследствии забылось и вернулось в обиход только столетия спустя.

Сведений о Кельтах сохранилось очень мало - они не оставили после себя записей, а греческие источники тоже не особенно щедры на детали. Однако же современные результаты раскопок и исследований все же позволяют получить представление о них и их образе жизни. Как уже упоминалось выше, эти народы обощает не генетика, а стиль искусства, которое они оставили после себя. Это было более простое, основанное на орнаментах искусство (в основном, конечно, прикладное и эвелирное), которое со временем вбирало в себя и вдохновлялось раличными мотивами других культур, будь то захватчики или соседи, но тем не менее сохраняло самобытные формы. Кроме того, науке также известно, что кельты почитали реки священными, потому как в них найдено много дорогого оружия, а в диете кельтов (особенно тех, что жили на территории Британии) отсутствует рыба. О верованиях их известно очень мало, хотя какие-то легенды были пересказаны и записаны еще в средневековье. Впрочем, о легендах ниже.

Итак, почему же к кельтам причисляют шотландцев, ирландцев и валлийцев, когда как в записях греков о них ни слова? На то есть несколько причин, но начнем с того, что делают это по стилю украшений, предметов быта и прочих артефактов, которые они оставили. Стиль этот схож с тем, что находят в Германии и Франции - в основе лежат переплетенные оранменты, которые потом, правда, начинают дополняться животными и переосмыслениями римских мифов и символики. Собственно говоря, выставка по большей части фокусируется именно на том, чтобы показать это сходство в артефактах из разных мест.

Например, показано множество торков (torc) - нашейных колец-украшений разной степени тяжести и витеиватости. Было найдено несколько кладов из них в разных местах, и хотя они могут отличаться по филигранноси (какие-то очень простые, а какие-то искусно сделанные и узорно щакрученные цепочки), несомненно, что они были распространены у всех народностей этой культурной группы. Однако, те же самые торки были и у викингов, только для них это был протой способ переплавить награбленное золото или серебро в легкопереносимую фому. Эти заплетенные из металла пруты потом сравниельно легко можно было раскрутить, отрезать кусок (чтоб, например, расплатиться им за что-нибудь), а остаток закрутить обратно. Но на выставке об этом сходстве нет ни слова, оно никоим образом не объясняется и параллелей или предположений о связи не делается. Примерно та же история с брошками - они были чуть по-разному сконструированы в разных регионах - какие-то с замкнутыми кольцами, а какие-то с открытыми, с большимим наконечниками на разомкнутых концах (например, жители современной Шотландии и Франции имели разную форму брошек). И снова они явно похожи на те, которые были очень популярны у викингов, но текст выставки упоминает лишь то, что викинги привнесли моду на более массивные брошки, а связи между настолько похожими конструкциями объектов у разных народов не делает. Возможно это просто потому, что науке не известны детали, но это только мое предположение.

Кельтские торки


Выше я уже упоминала о сходстве украшений викингов и кельтов и их влиянии друг на друга (та же мода викингов на более крупные броши), но вообще кельтское искусство перенимало и переосмысливало многие мотивы: средиземноморские амфоры становились вдохновением для кельстких мастеров, украшения с классическими сюжетами переиначивались в форму витиеватых узоров, входила в употребление эмаль. Эмалью вообще изначально покрывали римские украшения, но по мерепроникновения римлян на новые территории начинается смешение культур и в римскую моду начинает входить все больше комбинаций средиземноморского и местного (кельтского) искусства.

Ну и конечно христианство оказывает сильное влияние на кельтскую культуру. Как и везде, христианство аккуратно вбирло в себя и преображало местных богов, так что перешедшие в новую религию кельты изображали Христа и других библейских персонажей в своем стиле. Интересно было узнать, как появилась знаменитая форма кельтского креста. Оказалось, все просто: кресты делали из огромных массивов камня, вырезая на них узоры и воздвигая на значимых местах, но под своим весом у крестов обламывались перекладины, так что чинили их... круговыми упорами тоже из камня! Крест Св Джона из Ионы, Агилл и Бут в Шотландии (St John Cross, Iona, Argyll and Bute, Scotland) считается первыми примером кельтского креста. В последствии кресты вырезались сразу с поддерживающимим круговыми соединениями.

St John Cross, Iona - я вообще теперь хочу посетить Иону, может следующим летом...


Гундерструпский котел (Gunderstup cauldron) найден на территории Германии - огромный, серебряный и весь узорчатый, разглядывать его можно минут сорок, изнутри и снаружи! Заметьте, на нем есть изображение грифона, а еще есть женщина, скачущая на рыбе!





После римского периода название "кельты" окончательно выходит из употребления и возвращается только в период Ренессанса. Начиная с 16-го века, название Кельты используют как упрощенное, краткое обозначение не-римских, коренных жителей Восточной Европы. О том, что это было именно обобщение свидетельствуют и карты в книгах того периода, на которых можно разглядеть названия отдельных племен, даже по звучанию с Кельтами ничего общего не имеющих.

В начале 18-го века в результате изучения языков народов Шотландии, Ирландии и Уэльса, а так же регионов Корнуэлла, Бретани и острова Мэн ученые приходят к выводу, что они принадлежат к одной группе и называют ее... Кельтской! То есть они просто используют название, которое за две тысячи лет до этого использовали греки и римляне, правда в отношении населения несколько других регионов. Как я поняла, то, что культуры этих народов действительно были связаны, выяснилось много позднее и было скорее састливой случайностью, нежели тонким расчетом. По времени выделение этих языков в отдельную группу совпадает с периодом политических движений за независимость, таким образом кельтская идентичность, как противопоставление идентичности английской или французской, приходится как нельзя кстати.

Почему же следы кельтских традиций и стиля искусства сохранились в Шотландии, Уэльсе и Ирландии, но исчезли во Франции, Германии, Чехии и прочих регионах? На выставке об этом ни слова, но немного анализируя то, что я знаю об истории региона (а знаю я не сказать, чтоб прям очень много, но вроде как логический паззл складывается), дело в том, что эти территории наименее подверглись завоеванию и смешению культур. Римляне не смогли покорить Шотландию и Ирландию. Впоследствии Викинги тоже имели меньшее влияние на эти регионы. Уэльс хоть и покорился римлянам, все равно долго сохранял свою независимость. Думаю, тот факт, что основная часть народов, считающих себя ныне кельтскими находится на островах и фактически основную часть времени принадлежала или была под влиянием Британии, это несколько уменьшило количества смешения с другими культурами. На континенте соседей у них было больше, перемешивание шло куда активней.

Помимо отнесения языков к одной кельтской группе, уже с середины восемнадцатго века за переосмысление кельтского наследия и идентичности берутся предстваители искусства. В результате спроса на альтернативную (от доминирующей британской) идентиность, буйной фантазии и романтических настроений, Кельтская культура воспряла и засияла новыми красками.

Помимо картин и героических скульптурных изображений, которые в основном базировались на том, как выглядят индейцы (а что, примитивные племена, логично же ж все!), за дело взялись литературные таланты. Особенно отличился шотландец Джеймс Макфирсон, он же Шеймус МакМуйрих, он же Шеймус Мак а'Фирсэн (James Macpherson / Gaelic: Seumas MacMhuirich or Seumas Mac a' Phearsain; 1736 – 1796) - он был поэтом, писателем и плитиком и остался в истории как "переводчик" цикла поэм Оссиана. С 1760х годов он начинает публикацию эпических рассказов и поэм, которые собрал из устного творчества и древних источников на языке оригинала. Главный рассказчик в этих поэмах - слепой бард Оссиан (или Осин), который ходит по отвесными горны ущельям со своей лирой и поет о героях ушедших времен. Со временем выяснилось, что это никакие не переводы, а авторское творчество, впрочем отчасти базирующееся на собранном устном фольклоре. Впрочем, это обстоятельство совершенно не помешало успеху книги и вдохновило не одно поколение потомков кельтов на дальнейшее переосмысление своей идентичности, а так же продолжению и возрождению кельсткого стиля в искусстве.

Поскольку после посещения выставки мне еще и удалось попасть на выступление чтеца легенд и сказок, то я прослушала целых два сказа из Уэльсско-Ирландского направления. Рассказчик не сказал, были ли они частью цикла Осина или же относились к другим сочинениям, но думаю все-таки это были куски из поэм Осина потому как они явно рифмовались. Оба они оказались давольно-таки мрачными (очень в духе альпийских сказок, надо сказать!). Первый повествовал о браке уэльсской принцессы с ираландским королем, ее последющие мучения, борьбу ирландцев и валлийцев с помощью привлечения гигантов и магического возрождающего котла и закончился тем что... все умерли. Да, буквально все, две нации полегли в бессмыссленной и беспощадной войне. Второй сказ был более оптимистичен и рассказывал о мальчике, который из-за ошибки ведьмы узнал все прошлое, настоящее и будущее, а потом после долгих скитаний от преследований наградил своих добродетелей. Впрочем, награда была больше похожа на откуп. Рассказывалось это все с музыкальным сопровождением (бубен с позвонками), а так же вставками текста на валлийском, который послушать было особенно интересно (до этого я его слышала всего пару раз и то совсем чуть-чуть). Подозреваю, что свой эльфийский язык Толкин базировал на одном из кельтских языков.

Но вернемся к искусству. Вот пример вышеупомянутого переосмысления кельтскго стиля в более современную реальность в постере для Института Искусста в Глазго от 1895 года:


А вот Друиды несут омелу, вглядитесь в эти лица)) (George Henry and Edward Atkinson Hornel, The Druids Bringing in the Mistletoe. 1890)


Таким образом, национальная идентичность кельтов лежит именно на культурном наследии, а не на "крови", причем по-видимому, с самого начала, а не только с момента романтизации их образа и пренесения его на более узкую группу народностей. Мне кажется, это отличный пример того, что наше самоопределение и самоидентификация - в основном продукт воображения и чеовеческой убежденности, нежели что-то генетическое.

И для меня эта выставка не только и не столько про историю Кельтов, сколько про самоидентификацию и самосознание нации. Это тот самый достоверный исторический пример того, что не обязательно выглядеть одинаково и происходить из одной местности, чтобы чувствовать себя частью чего-то одного целого. И что национальная самоидентификаиця - это во многом сказка, художественно переосмысливающая историю, в которую мы верим, хотим верить (в ту, или иную ее вариацию), это одна из частей культуры, в которой мы пребываем. Мне кажется, в сегодняшней обстановке в мире помнить это особенно важно.

Выставка Кельты в Британском Музее продлится до 31 января 2016 года, и хотя она оставляет много вопросов, я все-таки рекоммендую посетить ее тем, кому предоставится такой шанс)))

***

И маленький бонус!

@темы: Интересности, История, Наблюдения

Комментарии
18.10.2015 в 01:36

Каждый сам себе Харон
я думаю что дело не в гальской богине Епоне, а в греческих корнях

но в остальном статья очень понравилась
18.10.2015 в 11:33

Bats
Silver Mirror, спасибо огромное, очень клёвая выставка.
Котёл невероятно изящен.
19.10.2015 в 08:46

Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в  Diary best. Если у вас еще есть интересные посты, поделитесь с нами, пожалуйста :)
20.10.2015 в 00:33

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Dana Eilian, спасибо, рада, что понравился отчет.

А котел там пожалуй был лучшим экспонатом всей выставки))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail