Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Вчера на меня снизошло озарение, и теперь терзает меня: я вдруг поняла, что мы, как человечество, неправильно изучаем историю, и из-за этого неправильно изучения продлеваем жизнь проблем и стереотипов, которын мешают народам договориться. А терзает меня это потому, что изменить этот подход кажется практически невозможным, и какой путь не предложи, сразу всплывают способы его превратного толкования и использования... Но несколько способов я тут все равно изложу)))
Проблема первая - ищучение географическими кусками, а не временными пластами. Из-за того, что школьная поограмма фокусируется то нк одной географии, то на другой, не создается единой картины, на мировом уровне тяжело сравнивать развитие и происходящие изменения, потому что фокус вот только на этой конкретной стране. Исправить это, кстати, проще, чем все остальное, и испольщовать во вред тоже давольно сложно эту идею: в каждом параграфе указывать, что параллельно с этим происходит в мире, и на уроках обсуждать и ставить это все в контекст. Так бы картинка выходила куда более целостная, особенно, чем ближе к современности мы подходим, тем важнее становится этот аспект.
Но главная мысль не в этом, а в том, что в разных странах историю учат по разному, то есть на выходе гражданин каждой страны имеет какую-то картинку истории, которая удобна государству, которое его учило, которая с одной стороны сформирована, а с другой стороны формирует по крайней мере отчасти его понимание своей страны и ее роли в мире. Проблема только в том, что человек из другой страны возможно имеет соврешенно иные представления на этот счет, в результате непонимание, конфликты, стереотипы и новые поколения, загнанные в абсолютно ту же ловушку, что и их предшественники! Ведь вдумайтесь, история это же "дела минувших дней", это случившийся факт, об'ективная реальность, так казалось бы, какие тут споры? Большинство участников давно мертвы, научных трудов и исследований тьма, так почему бы не создать один единый глобальный учебник рстории, в котором будут изложены факты, без умалчиваний. Проблема, конечно, кроется в рнтерпретации этих самых фактов, но ведь можно привести несколько интерпретаций, а каждый уже сам решит, какой он больше верит. Это, конечно, не идеальный, но все-таки улучшенный вариант, но проблема в том, что даже если все мировые ученые сядут за написание этого труда, и даже если они не перессорятся в процессе, то политически такой учебник врятли примут повсеместно...
Проблема с вышепредложенным вариантом еще и в том, что он недостаточно локализован, то есть о своей стране его читатели будут знать о своей стране меньше, чем сейчас. И можно, конечно, предложить улучшенный вариант сейчасошнних учебников, в нем предлагая варианты трактовок событий, как их преподносят другие страны, но велика вероятность, что в итоге это выльется в еще худший вариант, когда учеников будут целенаправленно настраивать против других стран, мол, вы только гляньте, как они 'перевирают' нашу историю! В общем, опять взгляды современного общества и политика вмешиваются и мешают взрастить об'ективное международно-ориантированное и открытое поколение!.. А ведь если б удалось совершить такой скачок и вырастить хотя бы одно такое поколение, то с последующими уже было бы проще, да и взаимопонимания в мире, глядишь, прибавилось бы...
Проблема первая - ищучение географическими кусками, а не временными пластами. Из-за того, что школьная поограмма фокусируется то нк одной географии, то на другой, не создается единой картины, на мировом уровне тяжело сравнивать развитие и происходящие изменения, потому что фокус вот только на этой конкретной стране. Исправить это, кстати, проще, чем все остальное, и испольщовать во вред тоже давольно сложно эту идею: в каждом параграфе указывать, что параллельно с этим происходит в мире, и на уроках обсуждать и ставить это все в контекст. Так бы картинка выходила куда более целостная, особенно, чем ближе к современности мы подходим, тем важнее становится этот аспект.
Но главная мысль не в этом, а в том, что в разных странах историю учат по разному, то есть на выходе гражданин каждой страны имеет какую-то картинку истории, которая удобна государству, которое его учило, которая с одной стороны сформирована, а с другой стороны формирует по крайней мере отчасти его понимание своей страны и ее роли в мире. Проблема только в том, что человек из другой страны возможно имеет соврешенно иные представления на этот счет, в результате непонимание, конфликты, стереотипы и новые поколения, загнанные в абсолютно ту же ловушку, что и их предшественники! Ведь вдумайтесь, история это же "дела минувших дней", это случившийся факт, об'ективная реальность, так казалось бы, какие тут споры? Большинство участников давно мертвы, научных трудов и исследований тьма, так почему бы не создать один единый глобальный учебник рстории, в котором будут изложены факты, без умалчиваний. Проблема, конечно, кроется в рнтерпретации этих самых фактов, но ведь можно привести несколько интерпретаций, а каждый уже сам решит, какой он больше верит. Это, конечно, не идеальный, но все-таки улучшенный вариант, но проблема в том, что даже если все мировые ученые сядут за написание этого труда, и даже если они не перессорятся в процессе, то политически такой учебник врятли примут повсеместно...
Проблема с вышепредложенным вариантом еще и в том, что он недостаточно локализован, то есть о своей стране его читатели будут знать о своей стране меньше, чем сейчас. И можно, конечно, предложить улучшенный вариант сейчасошнних учебников, в нем предлагая варианты трактовок событий, как их преподносят другие страны, но велика вероятность, что в итоге это выльется в еще худший вариант, когда учеников будут целенаправленно настраивать против других стран, мол, вы только гляньте, как они 'перевирают' нашу историю! В общем, опять взгляды современного общества и политика вмешиваются и мешают взрастить об'ективное международно-ориантированное и открытое поколение!.. А ведь если б удалось совершить такой скачок и вырастить хотя бы одно такое поколение, то с последующими уже было бы проще, да и взаимопонимания в мире, глядишь, прибавилось бы...
Меня что раздражает, так это то, как через историю пытаются поднять самооценку, вот типа какие мы справедливые, смелые, сильные, и вообще все в белом. И это не новое (сколько раз историю переписывали!) и вполне повсеместное явление, хотя в некоторых странах оно, конечно, ярче выражено... И вот если бы была какая-то более объективная картина, мне кажется, всем бы от этого только лучше было...