Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
По воле случая, провела вечер за копанием научных статей (как же нам повезло жить в эпоху интернета! Вся информация, в любое время, в любом месте, и исщется просто!) на тему влияния образования родителей на образование детей, а точнее на то, коррелирует ли высшее образование родителей с получаемым впоследствии высшим образованием детей.

В общем, интуитивно понятно, что да, коррелирует, в основном через два момента:
1. Круговорот ресурсов: более образоанные родители имеют более высокооплачиваемую работу, соответственно могут больше вкладывать в образование детей, устраивать их в лучшие школы и проч, соотвтетсвенно дети лучше успевают и имеют более высокие шансы попадания в ВУЗы
2. Создание ожиданий - с одной стороны ожидания родителя как такового (о которых ребенок знает), а с другой это влияет на ожидания ребенка от самого себя, а так же на то, какие цели ставит себе ребенок, какое он видит будущее

Первый фактор присутствует больше всего в странах, где больший разрыв между бедными и богатыми, где государство меньше сглаживает социальные неравенства, предоставляя всем равные возможности. В общем, глобально этого фактора больше, и он держится примерно на одном уровне уже лет 50.

Второй фактор куда интереснее - тут сглаживай-не сглаживай социальное неравенство, а он все равно проявляется. Кстати, что интересно, тут образование родителей скорее больше коррелирует с тем, какие ожидания от себя самого выстраиваются у ребенка, а эти ожидания уже в свою очередь коррелируют напрямую с образованием и общей успешностью в жизни этих детей.

Но что больше всего меня проняло за этим вечерним чтением - это данные долгосрочных исследований: в Штатах наблюдали людей начиная с 8-летнего возраста, потом их же опросили в 19, потом снова в 39 и наконец в 48. Вы вдумайтесь, сорок лет за ними наблюдали! Да часть ученых, может, и не дожила до окончания исследования, но его все-таки довели до конца. Мне такие новости внушают надежду и радость, что не смотря ни на что наука идет вперед, есть же люди, которые продвигают ее, год за годом...

А еще было интересно читать канадское исследование, которое проводило опрос с 1999 до 2008 года среди подростков и людей под 30 (каждые два года), и смотрело на корреляции в образовании родителей и детей. Опять же, подтвердилось, что дети людей с университетским образованием и сами чаще идут получать высшее образование, а если потом даже и вылетают, то все равно заканчивают его, потому что реально они не вылетают, а определяются со своими интересами и переключаются на другую программу или напрваление (там только 15% реально не заканчивает начатого).

Вообще, длительные исследования это все-таки удивительно интересная вещь, и ценишь их еще больше, когда понимаешь, насколько сложно их проводить.

@темы: Интересности, Люди, Наблюдения, Позитив, Наука

Комментарии
13.02.2015 в 16:25

Каждый сам себе Харон
2. Создание ожиданий - с одной стороны ожидания родителя как такового (о которых ребенок знает), а с другой это влияет на ожидания ребенка от самого себя, а так же на то, какие цели ставит себе ребенок, какое он видит будущее

а ещё есть анализ ребенком целей-ожиданий-результатов родителей, в контексте затраченных родителями усилий, и тут увы часть детей выдаёт себе и родителям лекцию по смыслу сводимую к фразе "Если такой умный. то чего не богатый?"
или детвора добивается всего то казалось им/!!не и родителям!/ важным, но тут понимают, что все фигня и пчёлы тоже фигня(с) и осознают, "стоит" у них совсем на другое.

но в долгосрочные исследования, как и статистика в штука дюже цікава
15.02.2015 в 13:16

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
капада, мне кажется, что в 16 лет вообще мало кто знает, чего он хочет и чем вообще хочет по жизни заниматься. Я вот не знала, я про маркетинг вообще ничего не знала, да и про экономику тоже весьма смутно, так что тут мне сильно повезло.

"Если такой умный. то чего не богатый?" - тут вообще два интересных момента: во-первых, дети могут выбрать совершенно другую профессию, нежели ту, которую рекоммендуют родители, но сам факт того, что они задумываются и ставят цель получения высшего образования - это уже отражение влияния их родителей на их ожидания от себя (хотя не только родителей, конечно). Во-вторых, есть разница между "не богатый, но средний класс" и "не богатый = бедный". То есть, ребенок может видеть, что родители с или без высшего образования получают этот средний доход, всех все устраивает, работа им (родителям) нравится, соответственно высшее образование в глазах ребенка фвлфется или не является обязательным условием счастья.
15.02.2015 в 15:00

Каждый сам себе Харон
Если такой умный. то чего не богатый? в этой фразе, вопрос уровня дохода не поднимается.
эта раза имеет значение "если знаешь алгоритм, то почему не добился результатов"

я никогда не ставил знака равенство между уровнем дохода и счастьем, куда важней сколько "счастья" ты выбиваешь из каждого конкретного момента жизни, а не средний показатель по больнице /имхо получать удовольствие понемногу но от всего, чем один раз в промежуток времени, а всё остальное время ходить унылым говном/
у работы кроме доходов есть ещё много других характеристик, о которых многие забывают/кому-то важен коллектив. кому-то моральное удовлетворение, а то так придёшь домой тебя ребенок спросит, а что ты дедал?-а ответа не. и ты невольно себя спрашиваешь "А не хуйню ли я порю(с)" и не только по работе но и по жизни)
15.02.2015 в 15:25

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
капада, то так придёшь домой тебя ребенок спросит, а что ты дедал?-а ответа не - есть очень хорошее общее правило, про то, что если человек не может объяснить 5летнему ребенку, чем он занимается, то он врятли сам это понимает))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail