Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Сегодня вдруг зашел разговор об Уэльсском драконе и покровителе Англии Св Георгии. Наш веллиец Марк утверждал, что именно Уэльсского красного дракона закалывает Св Георгий, мол это ж все и так знают! Я такого поворота сюжета не ожидала, и ошарашенно заявляла, что быть не может, чтоб это был тот же дракон. На что мне заявили, что драконов на Острове не так чтоб много, был один, на и того, сволочи, истребили. Тут во мне возобладала внутренняя Гермиона, и я начала копать.
В общем, конечно, это не тот же самый дракон.
Начнем с того, что Св Георгий вообще побеждает не обязательно дракона, может быть просто змия. Дело в том, что слово "дракон" происходит от древнегреческого и означает всего-то "большая змея".
Сам же святой был солдатом в римской армии, сам он был греческого происхождения. Святым его сделала его преданность христианской вере - когда император Диоклетиан приказал убить всех христиан в римской армии, Георгия тоже поймали, но он был любимцем императора, так что тот попытался его спасти, пытаясь переманить в язычество, но Георгий был предан своей религии и умер под пытками. Заметьте, ни слова о драконе, но с 7 века Св Георгия изображают как солдата.
Однако с 11 го века начинает появляться история с драконом (она совпадает с периодом крестовых походов). Легенда гласит, что жители города Силена (или Сирена) брали воду из источника, и вот однажды в этом источнике свил гнездо то ли змей, то ли крокодил. Каждый день перед забором воды ему жертвовали овцу, но ежели овцы на пожертвование не находилось, жертвовали девушку. Выбирали девиц по жребию, и вот в один прекрасный день его вытянула принцесса. Царь, конечно, умолял ее спасти, но жители были непреклонны. И вот когда ее уже почти отдали на съедение, появился Св Георгий, осенил себя крестным знамением и зарубил чудище. Так миф о Персее и Андромеде благополучно перекочевал в христианство.
Впрочем, не только он - миф о всаднике, убивающем чудище считается весьма распространенным в индо-европейской культуре и сильно старше христианства. Почему преемником этого древнего образа оказался именно Св Георгий - загадка.
Что же касается уэльсского дракона, то тут есть своя легенда, о том, как боролись два дракона - красный и белый, причиня жителям и природе массу убытков. Тогда Британский колодб Ллюд по совету своего мудрого брата-француза Ллефлиса выкопать большую яму, наполнить ее вином, да прикрыть тканью. Драконы напиваются, запутываются в ткани, и королю удается их пленить. И все бы хорошо, да только спустя столетия на месте заточения драконов - в Сноудонии, на севере Уэльса - решают построить замок, замок сотрясают неведомые силы. Владелец замка решает принести в жертву незаконнорожденного мальчика без отца (по некоторым легендам, этим мальчиком оказался юный Мерлин). Мальчик разгадывает тайну землетрясений, драконов выпускают и в конце-концов красный побеждает белого. Считается, что белй дракон это Саксы, а красный - жители Британии, которых Саксы не смогли покорить, от которых потом и произошли Валлийцы. Это легенда по крайней мере девятого века, если не раньше.
Что же касается заблуждения насчет Св Георгия побеждающего именно Уэльсского дракона, подозреваю, что пошли они еще с тех времен, когда англичане под флагом Св Георгия ходили на валлийцев с завоевательными походами. Особенно сильно на ассоциацию англичан со Св Георгием повилял король Эдуард I (1239-1307), который основал Орден Подвязки (Св Георгий был их покровителем) и активно пытался завоевать Уэльс.
Основные источники: раз, два, три и четыре
В общем, конечно, это не тот же самый дракон.
Начнем с того, что Св Георгий вообще побеждает не обязательно дракона, может быть просто змия. Дело в том, что слово "дракон" происходит от древнегреческого и означает всего-то "большая змея".
Сам же святой был солдатом в римской армии, сам он был греческого происхождения. Святым его сделала его преданность христианской вере - когда император Диоклетиан приказал убить всех христиан в римской армии, Георгия тоже поймали, но он был любимцем императора, так что тот попытался его спасти, пытаясь переманить в язычество, но Георгий был предан своей религии и умер под пытками. Заметьте, ни слова о драконе, но с 7 века Св Георгия изображают как солдата.
Однако с 11 го века начинает появляться история с драконом (она совпадает с периодом крестовых походов). Легенда гласит, что жители города Силена (или Сирена) брали воду из источника, и вот однажды в этом источнике свил гнездо то ли змей, то ли крокодил. Каждый день перед забором воды ему жертвовали овцу, но ежели овцы на пожертвование не находилось, жертвовали девушку. Выбирали девиц по жребию, и вот в один прекрасный день его вытянула принцесса. Царь, конечно, умолял ее спасти, но жители были непреклонны. И вот когда ее уже почти отдали на съедение, появился Св Георгий, осенил себя крестным знамением и зарубил чудище. Так миф о Персее и Андромеде благополучно перекочевал в христианство.

Что же касается уэльсского дракона, то тут есть своя легенда, о том, как боролись два дракона - красный и белый, причиня жителям и природе массу убытков. Тогда Британский колодб Ллюд по совету своего мудрого брата-француза Ллефлиса выкопать большую яму, наполнить ее вином, да прикрыть тканью. Драконы напиваются, запутываются в ткани, и королю удается их пленить. И все бы хорошо, да только спустя столетия на месте заточения драконов - в Сноудонии, на севере Уэльса - решают построить замок, замок сотрясают неведомые силы. Владелец замка решает принести в жертву незаконнорожденного мальчика без отца (по некоторым легендам, этим мальчиком оказался юный Мерлин). Мальчик разгадывает тайну землетрясений, драконов выпускают и в конце-концов красный побеждает белого. Считается, что белй дракон это Саксы, а красный - жители Британии, которых Саксы не смогли покорить, от которых потом и произошли Валлийцы. Это легенда по крайней мере девятого века, если не раньше.
Что же касается заблуждения насчет Св Георгия побеждающего именно Уэльсского дракона, подозреваю, что пошли они еще с тех времен, когда англичане под флагом Св Георгия ходили на валлийцев с завоевательными походами. Особенно сильно на ассоциацию англичан со Св Георгием повилял король Эдуард I (1239-1307), который основал Орден Подвязки (Св Георгий был их покровителем) и активно пытался завоевать Уэльс.
Основные источники: раз, два, три и четыре