Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Сегодня наконец-таки выбралась на выставку про Скифов: она идет еще с сентября, но я то ждала кампанию, то, сдавшись, уже забронировала билет, номгрянул снег и добраться до музея стало физически не возможно, так что наконец-таки посетила сегодня.
Основная часть коллекции, представленной на выставке принадлежит Эрмитажу и выставка эта по сути совместно-гостевая, хотя небольшая часть экспонатов оказалась из скровища, найденного в Афганистане в 80-х и хранящегося в Британском музее.
Первое, что хочется сказать, так это то, что про Скифов вроде как все знают, и фраза "скифское золото" по идее должна ворошить какие-то воспоминания, но почему-то кроме всплывающих в пямяти Печенегов, а вместе с ними Вятичей и Кривичей никаких других воспоминаний она не порождает, такой вот увы, провал, был по крайней мере в моих знаниях. К слову, эти пемена не были современниками Скифов, а пришли намного позже, Скифы же - собирательное название группы кочевых племен, которые обитали в Южной Сибири, в степях и лесо-степях (они обозначены средними зелеными тонами на карте) с 9 века до нашей эры по 2 век нашей эры:
У Скифов не было письменного языка, так что все, что нам о них известно, мы знаем из их похоронных курганов и из источников их современников, основном Греческих источников (преимущественно из их поселений в районе Черного Моря). Кстати, с похоронными курганами в плане сохранения материалов нам ну просто очень повезло: из-за вечной мерзлоты скифы мумифицировали своих умерших, чтобы дождатся лета закопать их в более-менее оттаявшую землю, да и хоронили они их со всем скрабом, включая украшения, коней и всяческую нужную в загробной жизни утварь. Могилу копали на 4-5 метра в глубину (вкапываясь в паст земли попадающий в вечную мерзлоту), строили небольшой деревянный домик, который устилали берестой (для важных персон) или другой корой (для всех остальных) и коврами, ставили туда деревянный гроб, после чего все это снова закапывали, и могила становилась частью слоя вечной мерзлоты, сохраняя человеческую кожу, ткани и ценности.
Кстати, находить скифские захоронения начали в начале 17го века, а настоящую исследовательскую деятельность развили по указу Петра I, который запретил разорять могильники дилетантам, все находки сдать в Кунсткамеру и отряжал регулярные экспедиции ученых на поиски дальнейших артефактов. По этому поводу внезапно в выставку входит портрет Петра и несколько литографий с видами Петербурга и чертежам Кунсткамеры.
Конечно, первое, что бросается в глаза - то, насколько большими были скифские золотые украшения: большая часть представленного имеет подписи типа "одна из пары пряжек", а сама пряжечка размером с ладонь! Но очень скоро выясняются две вещи: во-первых, это редко когда полностью золотая пряжка: скифы обажали позолоту, так что вместо того, чтобы делать объекты целиком из золота, во многих случаях это именно позолота и золотая фольга наложенная на металлическую, деревянную или (в случае украшений на одежду) кожанную подложку. А во-вторых, даже цельно золотые изделия как правило достаточно легковесные: многие на рентген отображаются как пустые, мноие представляют собой штампованные пластины-украшения. Кстати, эти штампованные пластинки в основном были достаточно небольшими (сантиметр-два в диаметре), но многочисленными и из них на одежде выкладывали узоры!
Второе, что замечаешь, а заметив от этого уже просто невозможно оторваться это насколько узорчатые все их украшения! Как правило присутствуют ивотные мотивы: в основном лошади, олени, лоси, тигры и орлы (или другие хищные птицы), с течением времени появляются рыбы и петухи, местам проскальзывают верлюды и львы (последних Скифы живьем не видели, а позаимствовали из Ирана). Кстати, что интересно: на многих орнаментах показана борьба реального животного и мифического, составленного из реально существующих животных, как правило это травоядное и хищник, типа тигр атакует лошадь, но на хвосте у тигра орлиная голова. Удивително много в этих узорчатых изображениях грифонов, и вообще чем дольше смотришь на эти узоры, тем больше замечаешь интересных деталей и тем больше животных находишь! Кстати, мне очень нравится стиль их изображений: аккуратно разделенный на секции, и в то же вемя весь перевитый, словно уложенный в круг или упакованный в рамочку.
На выставке представлена и сохранившаяся одежда и ковры из гробниц, и они конечно просто потрясают: многим изделиям более 3 тысяч лет, а они до сих пор цветные! И все такими яркими цветами и узорами: в основном это переплетение красного и синего, но создатели искусно перемешиваи эти цвета чтобы вещь казалась фиолетовой, а еще делали кожаные аппликации, добавляли позолоту... В общем, скифы любили одеться ярко, красочно и с позолотой! И коней своих наряжали так же: они усовершенствовали сбрую в функциональном плане, но и украшать ее тоже не стеснялись, а уж когда кони везли умершегов последний путь, их вообще "переодевали" в грифонов! Образцы упряжи прекрасно сохранились и их можно увидеть на выставке во всем великолепии!
А еще оказывается скифские мужчины и женщины всех слоев населения носили татуировки, в основном на ногах и руках (плечах), делали их с использованием сажи. На выставке представлены фрагменты татуированной кожи: выглядит жутковато и немного сюрреалистично, я даже думать не хочу, сколько из них потом страдало воспалениями, хотя сопроводительная надпись сообщает, что сажа идеальна для таких процедур потому как стерильна... А еще оказывается скифы были любителями покурить марихуану, даже в загробную жизнь брали с собой "палаточку" для ее разжигания: кстати, это был процесс коллективный, а не индивидуальный - люди садились вкруг не полностью прикрытого небольшого шатра, из-под полога которого шел дым травки. Согласно греческим источникам, рещультат скифов очень "веселил".
Что очень понравилось, так это то, что выставка рассказала не просто о Скифских племенах, а об их месте в мире, в котором они жили. Как и все племена, Скифы имели разные отношения с соседями - с кем-то торговали (бартером), кого-то грабили, впрочем выменивали и крали они примерно поровну. Из-за обширной своей географи, Скифы соприкасались и с Греками: оказывается, скифские наемники пополняли ряды Афинской полиции, и с Китайцами, но ближе всего им была Иранская культура, и языки их были из иранской группы. Кстати, в процессе дальнейшего чтения выяснила, что считается, что ближайшим ныне существующим языком является осетинский.
Скифы не вымерли, а скорее смешались с последующими пришедшими племенами, археологические находки показывают, как постепенно менялась их культура (по крайней мере, похоронные ритуалы). Они стали чатсьюГуннов, Монгольских кочевыников, вились в древне-славянские племена. Если бы не их захоронения и зписки Геродота, мы бы никогда о них не узнали, а так нам поезло и до наших дней долшо вот такое вот невероятной красоты наследие.
Картинки - не мои, съемка на выставке запрещена - для желающих увидеть
В общем, всем очень рекоммендую посетить выставку, если у вас есть такая возможность. А сама я теперь хочу съездить на Алтай!
Основная часть коллекции, представленной на выставке принадлежит Эрмитажу и выставка эта по сути совместно-гостевая, хотя небольшая часть экспонатов оказалась из скровища, найденного в Афганистане в 80-х и хранящегося в Британском музее.
Первое, что хочется сказать, так это то, что про Скифов вроде как все знают, и фраза "скифское золото" по идее должна ворошить какие-то воспоминания, но почему-то кроме всплывающих в пямяти Печенегов, а вместе с ними Вятичей и Кривичей никаких других воспоминаний она не порождает, такой вот увы, провал, был по крайней мере в моих знаниях. К слову, эти пемена не были современниками Скифов, а пришли намного позже, Скифы же - собирательное название группы кочевых племен, которые обитали в Южной Сибири, в степях и лесо-степях (они обозначены средними зелеными тонами на карте) с 9 века до нашей эры по 2 век нашей эры:

У Скифов не было письменного языка, так что все, что нам о них известно, мы знаем из их похоронных курганов и из источников их современников, основном Греческих источников (преимущественно из их поселений в районе Черного Моря). Кстати, с похоронными курганами в плане сохранения материалов нам ну просто очень повезло: из-за вечной мерзлоты скифы мумифицировали своих умерших, чтобы дождатся лета закопать их в более-менее оттаявшую землю, да и хоронили они их со всем скрабом, включая украшения, коней и всяческую нужную в загробной жизни утварь. Могилу копали на 4-5 метра в глубину (вкапываясь в паст земли попадающий в вечную мерзлоту), строили небольшой деревянный домик, который устилали берестой (для важных персон) или другой корой (для всех остальных) и коврами, ставили туда деревянный гроб, после чего все это снова закапывали, и могила становилась частью слоя вечной мерзлоты, сохраняя человеческую кожу, ткани и ценности.
Кстати, находить скифские захоронения начали в начале 17го века, а настоящую исследовательскую деятельность развили по указу Петра I, который запретил разорять могильники дилетантам, все находки сдать в Кунсткамеру и отряжал регулярные экспедиции ученых на поиски дальнейших артефактов. По этому поводу внезапно в выставку входит портрет Петра и несколько литографий с видами Петербурга и чертежам Кунсткамеры.
Конечно, первое, что бросается в глаза - то, насколько большими были скифские золотые украшения: большая часть представленного имеет подписи типа "одна из пары пряжек", а сама пряжечка размером с ладонь! Но очень скоро выясняются две вещи: во-первых, это редко когда полностью золотая пряжка: скифы обажали позолоту, так что вместо того, чтобы делать объекты целиком из золота, во многих случаях это именно позолота и золотая фольга наложенная на металлическую, деревянную или (в случае украшений на одежду) кожанную подложку. А во-вторых, даже цельно золотые изделия как правило достаточно легковесные: многие на рентген отображаются как пустые, мноие представляют собой штампованные пластины-украшения. Кстати, эти штампованные пластинки в основном были достаточно небольшими (сантиметр-два в диаметре), но многочисленными и из них на одежде выкладывали узоры!
Второе, что замечаешь, а заметив от этого уже просто невозможно оторваться это насколько узорчатые все их украшения! Как правило присутствуют ивотные мотивы: в основном лошади, олени, лоси, тигры и орлы (или другие хищные птицы), с течением времени появляются рыбы и петухи, местам проскальзывают верлюды и львы (последних Скифы живьем не видели, а позаимствовали из Ирана). Кстати, что интересно: на многих орнаментах показана борьба реального животного и мифического, составленного из реально существующих животных, как правило это травоядное и хищник, типа тигр атакует лошадь, но на хвосте у тигра орлиная голова. Удивително много в этих узорчатых изображениях грифонов, и вообще чем дольше смотришь на эти узоры, тем больше замечаешь интересных деталей и тем больше животных находишь! Кстати, мне очень нравится стиль их изображений: аккуратно разделенный на секции, и в то же вемя весь перевитый, словно уложенный в круг или упакованный в рамочку.
На выставке представлена и сохранившаяся одежда и ковры из гробниц, и они конечно просто потрясают: многим изделиям более 3 тысяч лет, а они до сих пор цветные! И все такими яркими цветами и узорами: в основном это переплетение красного и синего, но создатели искусно перемешиваи эти цвета чтобы вещь казалась фиолетовой, а еще делали кожаные аппликации, добавляли позолоту... В общем, скифы любили одеться ярко, красочно и с позолотой! И коней своих наряжали так же: они усовершенствовали сбрую в функциональном плане, но и украшать ее тоже не стеснялись, а уж когда кони везли умершегов последний путь, их вообще "переодевали" в грифонов! Образцы упряжи прекрасно сохранились и их можно увидеть на выставке во всем великолепии!
А еще оказывается скифские мужчины и женщины всех слоев населения носили татуировки, в основном на ногах и руках (плечах), делали их с использованием сажи. На выставке представлены фрагменты татуированной кожи: выглядит жутковато и немного сюрреалистично, я даже думать не хочу, сколько из них потом страдало воспалениями, хотя сопроводительная надпись сообщает, что сажа идеальна для таких процедур потому как стерильна... А еще оказывается скифы были любителями покурить марихуану, даже в загробную жизнь брали с собой "палаточку" для ее разжигания: кстати, это был процесс коллективный, а не индивидуальный - люди садились вкруг не полностью прикрытого небольшого шатра, из-под полога которого шел дым травки. Согласно греческим источникам, рещультат скифов очень "веселил".
Что очень понравилось, так это то, что выставка рассказала не просто о Скифских племенах, а об их месте в мире, в котором они жили. Как и все племена, Скифы имели разные отношения с соседями - с кем-то торговали (бартером), кого-то грабили, впрочем выменивали и крали они примерно поровну. Из-за обширной своей географи, Скифы соприкасались и с Греками: оказывается, скифские наемники пополняли ряды Афинской полиции, и с Китайцами, но ближе всего им была Иранская культура, и языки их были из иранской группы. Кстати, в процессе дальнейшего чтения выяснила, что считается, что ближайшим ныне существующим языком является осетинский.
Скифы не вымерли, а скорее смешались с последующими пришедшими племенами, археологические находки показывают, как постепенно менялась их культура (по крайней мере, похоронные ритуалы). Они стали чатсьюГуннов, Монгольских кочевыников, вились в древне-славянские племена. Если бы не их захоронения и зписки Геродота, мы бы никогда о них не узнали, а так нам поезло и до наших дней долшо вот такое вот невероятной красоты наследие.
Картинки - не мои, съемка на выставке запрещена - для желающих увидеть
В общем, всем очень рекоммендую посетить выставку, если у вас есть такая возможность. А сама я теперь хочу съездить на Алтай!